Кейс 2. Развитие навыков коммуникации «Парадигмы и синтагмы»

Противопоставление парадигматических и синтагматических связей было введено  Ф. де Соссюром, и оно оказалось весьма плодотворным для анализа коммуникаций. Парадигма – это  множество ассоциированных знаков, все из которых являются членами некоторой определенной категории, но в которой каждый знак является значимо отличающимся от других.  Например, падежные формы:

посылаю хлеб — вин. п.
посылаю хлеба — род. п.
посылаю отцу — дат. п.
посылаю почтой — тв. п.
посылаю на самолете — предл. п.

Сочетания словоформ (т. е. грамматических форм слов), сочетания морфем, сочетания частей предложения, сочетания слов — это синтагмы. Синтагма есть правильная комбинация взаимодействующих знаков, формирующих осмысленное целое (нечто, называемое “цепью”). Например, нельзя сказать «Дай мне белый бумагу», только: белую бумагу. Параграфы и главы также являются синтагмами. Синтагмы создаются посредством выбора парадигм из тех, которые конвенционально отнесены как уместные или приемлемые, или которые могут требоваться некоторым правилом системы (например, грамматикой). На фотографии или в живописи синтагматические отношения являются пространственными.

Кадр 1

Рис 1. Кадр из видео-обзора курса Фердинанда де Соссора (Полный видеообзор смотри внизу)

Задания для обсуждения:

• Проанализируйте примеры и эффективность использования парадигм в межличностной и/или массовой коммуникации.

• Проанализируйте примеры и эффективность использования синтагм в межличностной и/или массовой коммуникации.

 

Ссылки по теме:

Краткий (5 мин) видео-обзор курса Фердинанда де Соссора на английском языке. Парадигма и синтагма: 3.02 мин

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *