Основы теории коммуникаций: Учебный курс

June 10, 2016

Рабочая программа в Pdf Рубцова, Павенков. Основы теории коммуникаций

Содержание учебной дисциплины  

Тема 1. Введение.

Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме. Генезис массовых коммуникаций. Основные теории массовых коммуникаций в XX в.

Компетенции: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3).

 

Тема 2. Особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Понятие межличностной коммуникации. Коммуникативная сторона межличностного общения. Межличностное пространство. Коммуникативные стили.

Компетенции: Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5).

 

Тема 3. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации.

Информация и социальная память. Информация в коммуникативной системе. Компетенции: Способность видеть и реализовать перспективу своего культурно- нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8). Знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26).

 

Тема 4. Представление о коммуникации как о процессе и структуре.

Обеспечение процесса коммуникаций. Коммуникационные барьеры.

Компетенции: Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2). Способность под контролем планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-3). Владение основами речи, знание её видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приёмов убеждения (ПК-5).

 

Тема 5.Содержание коммуникации.  Сущность коммуникации.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, СМИ (ПК-26).

 

Тема 6. Понятие языка коммуникации. Объект и предмет, сущность понятия.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Владение основами речи, знание её видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приёмов убеждения (ПК-5).

 

Тема 7.  Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика. Семиотика текстов. Семантика, Синтактика, прагматика, основы семиотистской коммуникации.

Владение основами речи, знание её видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приёмов убеждения (ПК-5).

 

Тема 8.  Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах (ПК-2). Обладать базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными (ПК-9). Умение осуществлять рекламные, информационные и пропагандистские кампании и мероприятия (ПК-14).

 

Раздел 2.

 

Тема 9. Влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах (ПК-2). Обладать базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными (ПК-9). Способность реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности (ПК-12).

 

Тема 10. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики.

Коммуникатор и аудитория. Механизм социального управления. Коммуникация и общественное мнение.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Способность под контролем планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-3). Обладать базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными (ПК-9). Способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, СМИ (ПК-26).

 

Тема 11. Факторы и барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные.

Барьеры коммуникации и искажение информации.

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Способность под контролем планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-3). Владение основами речи, знание её видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приёмов убеждения (ПК-5). Способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, СМИ (ПК-26).

 

Тема 12. Понятие эффективности коммуникации.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Владение основами речи, знание её видов, правил речевого этикета и ведения диалога, законов композиции и стиля, приёмов убеждения (ПК-5).

 

Тема 13. Профессионально-ориентированная коммуникация.

Виды профессионально-ориентированной коммуникации.  Коммуникации  в организациях. Коммуникации в принятии решений. Международные коммуникации. Коммуникации в переговорном процессе. Маркетинговые коммуникации. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Коммуникации в рекламной деятельности. Коммуникации в пропагандистской деятельности.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах (ПК-2). Способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, СМИ (ПК-26).

 

Тема 14. Анализ массовой коммуникации.

Методы анализа массовой коммуникации Контент-анализ. Пропагандистский анализ.  Анализ слухов.  Психологический анализ.  Мотивационный анализ.  Ролевой анализ.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Обладать базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными (ПК-9).

 

Тема 15. Коммуникативное пространство.

Коммуникационное пространство как базовое понятие для анализа коммуникации. Символическая организация коммуникационного пространства. Визуальная организация коммуникационного пространства. Событийная организация коммуникационного пространства. Мифологическая организация коммуникационного пространства. Коммуникативная организация коммуникационного пространства.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). Владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах (ПК-2).

 

Тема 16. Коммуникативные технологии.

Коммуникативные технологии. Общая модель коммуникативной технологии. Менеджер ПР как профессия. Имиджмейкер как коммуникативная профессия. Спиндоктор как коммуникативная профессия. Спичрайтер как коммуникативная профессия.

Компетенции: Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3).

Способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, СМИ (ПК-26).

 

Творческие и аналитические задания

Примеры кейсов. Кейс 1. Кейс 2.

Примерные задания итогового теста по дисциплине 

Темы рефератов

Вопросы для самопроверки

Видеоматериалы к курсу

Глоссарий

Фонд оценочных средств по дисциплине «Арт-маркетинг»

Список литературы:

  • Барсуков Д. П.     Маркетинг [Текст] : учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Д. П. Барсуков, С. А. Фатова ; С.-Петерб. гос. ин-т кино и телев. – СПб. : СПбГИКиТ, 2015. – 164 с.
  • Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я [Текст] : 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер : пер. с англ. / Ф. Котлер. – СПб. : Нева, [б. г.]. – 224 с.
  •  Новаторов В.Е. Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология.-СПб.: «Лань», 2015.- 384 с
  • Социальное партнёрство.- СПб.: Алетейя., 2010.- 400 с.
  • Тульчинский Г.Л., Артемьева Т.В. Фандрейзинг в сфере культуры.- СПб.,2010.- 288 с.
  • Тульчинский Г.Л. и др. Менеджмент специальных событий в сфере культуры.- СПб., 2010 -384 с.
  • Ратнер А. Прогнозирование и планирование в сбыте товаров массового спроса [Электронный ресурс] URL http://lama.org.ua/download/p&p.pdf (дата обращения 01.03.16)
  • Рубцова М.В., Мартьянова Н.А. Практики управления идентичностью бьюти-блогеров:
    Мультимодальный подход к анализу депрофессионализации // Studia Humanitatis, 2015, № 1 45-59
  • Pavenkov О., Pavenkov V, Rubtcova M. Linguistic pragmatics in advertising research: conceptual framework //  Актуальные проблемы развития медиаиндустрии на современном этапе.  Материалы III международной научно-практической конференции 28-29 ноября 2014. СПб., 2014. С.227-231.
  • Pavenkov О., Pavenkov V, Rubtcova M.  The Influence of Social Norms for Creativity in an Organization of the Media Industry: Theoretical Framework // Актуальные проблемы развития медиаиндустрии на современном этапе.  Материалы III международной научно-практической конференции 28-29 ноября 2014. СПб., 2014. С.156-167.
  • Lavrentieva E, Rubtcova M., Pavenkov V. Fictional Storytelling in PR Campaigns: The Case of Dairy Company Promoting in Russia // Sociology of Innovation eJournal  Vol 3, Issue 72, December 10, 2015  2015. Т. 5. № 4. С. 253-258